Речевая деятельность сопровождает жизнь человека с момента рождения. Формирование речи находится под пристальным вниманием родителей, медиков, педагогов, потому что является одним из важнейших факторов социализации, гармоничного включения ребенка в жизнь общества. Любые отклонения от нормального развития речи необходимо правильно квалифицировать. Чем раньше будет определена природа речевого нарушения, тем успешнее оно будет скорректировано.
В последние годы, к сожалению, нарушения речи у детей встречаются всё чаще и чаще. Выявить нарушения речевого развития может на своих приёмах педиатр, невролог, психолог, логопед. Логопед проводит диагностику речевого развития, собирает анамнез и на этом основании делает логопедическое заключение.
Какие диагнозы может поставить логопед и какие направления в коррекции речевых дефектов важно учитывать для их компенсации:
ЗРР (Задержка речевого развития – это запаздывание освоения устной речи по сравнению с возрастной нормой. О задержке говорят, если в 2 года малыш почти не произносит слов, а в 3 года у него не сформирована связная речь.)
Задержку речевого развития лечат нейропсихолог, логопед, дефектолог, невролог.
Дислалия – один из самых распространенных дефектов речи. Это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Ребенок либо не может произнести звук (пропускает его или искажает произношение), либо заменяет один звук другим.
Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Алалия – нарушение речи при нормальном слухе и интеллекте, развивающееся на фоне органического поражения мозга в период до 3-го года жизни. Системное недоразвитие речи при алалии характеризуется нарушением фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя. Также при алалии могут отмечаться неречевые синдромы: моторные (нарушения движений и координации), сенсорные (нарушения чувствительности и восприятия) и психопатологические. Выделяют алалию моторную, сенсорную и смешанную. При моторной алалии нарушены формирование экспрессивной речи, речевой праксис, также страдают артикуляция, плавность речи, при этом понимание чужой речи не нарушено. В неврологическом статусе моторная алалия может сочетаться с очаговыми симптомами. У детей с моторной алалией часто встречается леворукость. На электроэнцефалограмме можно выявить региональное замедление или эпилептиформную активность. Сенсорная алалия – нарушение понимания речи при сохранном элементарном слухе, вторичное недоразвитие собственной речи. При сенсорной алалии преимущественно страдает речевой гнозиз, т. е. нарушается анализ звуков, в том числе слышимой речи, не формируется связь между звуковым образом и обозначаемым им предметом – ребенок слышит, но не понимает обращенную речь (слуховая агнозия). Распознавание и дифференциальная диагностика алалии очень трудны и требуют исключения тугоухости и психических нарушений. Нередко для правильной диагностики типа речевого нарушения требуется несколько месяцев наблюдать за ребенком.
ОНР может проявляться в разной степени: от почти полного отсутствия речи до почти незаметного проявления общего недоразвития речи. В первом случае дети попадают в специальные образовательные учреждения, во втором — в общеобразовательные школы. Обычно в дошкольные годы эта, вторая, группа детей не вызывает опасений у родителей: звуки (очень часто) произносят верно, правда, стихи не запоминают(или запоминают с трудом); общий смысл услышанного рассказа понимают, но пересказывают рассказ скупо, с пропуском значимых деталей.
ОНР подразумевает недоразвитие всех трех компонентов речи: 1) звуковой стороны, 2) словаря и 3) словосочетаний и предложений. Нарушения звуковой стороны речи, даже при правильном произношении звуков, заключаются в неспособности ребенка правильно разделить слово на слоги, слоги на звуки и помнить их порядок. А это ведет к неспособности овладеть техникой чтения и письма.
Также мы осуществляем коррекцию по следующим направлениям:
- Нарушение темпа речи (Брадилалия , Тахилалия, Заикание)
- ФФНР (фонетико- фонематическое недорозвите речи)
- Дизартрия виды: Бульварная, Пвсевдобульбарная , Стертая.
- ОНР (Общее недорозвите речи ) (1ур.р.р.; 2ур.р.р ; 3ур.р.р; нерезко вырыженная ОНР)
- Дислексия ( нарушение чтения)
- Моторная Аллалия
- Сенсомоторная Аллалия
- ЗРР(задержка речевого развития)
- ЗПРР (задержка психоречевого развития)
Коррекции осуществляемые детским психологом, нейропсихологом:
- ЗПР (задержка психического развития)
- ДЦП(детский церебральный поралич)
- РАД (ранний детский аутизм)
- синдром Аспергера
- Умственная отсталость.
Подробнее Вы можете ознакомиться: